
В 2026 году Audi отметит значимый юбилей — 50 лет со дня появления своего культового пятицилиндрового двигателя, впервые представленного в 1976 году на Audi 100. За полвека этот мотор стал одной из ключевых технологий марки и символом философии «Vorsprung durch Technik». Его узнаваемый звук, уникальный характер и автомобильные победы сделали пятицилиндровый двигатель Audi настоящей легендой.
От Audi 100 до раллийной славы
Первый пятицилиндровый двигатель развивал 136 л.с. и сразу привлёк внимание сочетанием мощности и эффективности. Уже в 1979 году Audi представила первый пятицилиндровый бензиновый турбо-мотор, а год спустя именно такая компоновка стала сердцем легендарного Audi quattro — автомобиля, изменившего мировой раллийный спорт.
Победы в WRC, легендарный заезд Вальтера Рёрля на Pikes Peak и доминирование в американских сериях Trans-Am и IMSA сделали пятицилиндровый турбо Audi одним из самых узнаваемых двигателей в автоспорте.
Возвращение легенды: 2.5 TFSI
После перерыва в 1990-х пятицилиндровые моторы вернулись в 2009 году — в Audi TT RS. Современная версия двигателя 2.5 TFSI стала одной из самых титулованных в мире: многократная победа в конкурсе «International Engine of the Year» и признание среди энтузиастов.
Сегодня он устанавливается на Audi RS 3 и развивает 400 л.с. и 500 Нм, обеспечивая разгон до 100 км/ч за 3,8 секунды и максимальную скорость до 290 км/ч. При этом мотор сохранил свою главную особенность — фирменный звук благодаря порядку работы цилиндров 1-2-4-5-3.
Фирменный звук и уникальные технологии
Отличительное звучание пятицилиндрового двигателя давно стало визитной карточкой Audi. Его создают не только нечетное число цилиндров, но и специальная геометрия выпускного коллектора, а в современных версиях — ещё и адаптивные заслонки выхлопной системы.
Внутри мотор построен по современным технологиям: алюминиевый блок, облегчённый коленвал, плазменное покрытие цилиндров и двухконтурный впрыск топлива. Всё это делает 2.5 TFSI одним из самых лёгких и мощных рядных «пятёрок» в мире — он весит всего около 160 кг.
Ручная сборка в Венгрии
Пятицилиндровый двигатель собирается вручную на заводе Audi Hungaria в Дьёре. На специальной линии Bock специалисты проходят 21 стадию сборки — от установки коленвала до горячих тестов. После проверки каждый двигатель отправляется в Ингольштадт, где проходит «свадьбу» с Audi RS 3.
Пятьдесят лет легенды
История пятицилиндрового двигателя Audi — это редкий пример долгоживущей технологии, которая не только не устарела, но с годами стала ещё более культовой. Сегодня 2.5 TFSI продолжает традицию, объединяя фирменный звук, современные технологии и динамику, которой известны модели RS.